Игры на логику и мышление для детей 10-15 лет

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выбор упражнений

Чем старше становится школьник, тем меньше мы допускаем игры в его жизнь. Школа, уроки, занятия в различных кружках и секциях забирают всё больше его времени и сил. Но даже у подросших детей именно через игры лучше всего идет освоение и закрепление нового. Игры на логику и мышление для детей от 10 до 15 лет так же жизненно необходимы, как и для дошколят или младших школьников.

Мышление ребенка в своем развитии проходит ряд этапов. Оно постепенно и последовательно развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному в дошкольном возрасте. Затем переходит к словесно-логическому мышлению у младшего школьника. Десять лет – это тот рубеж, когда у детей словесно-логический тип мышления становится преобладающим.

Это позволяет им переходить к изучению всех тех теоретических знаний, которыми так насыщена школьная программа. Но логическое мышление не формируется автоматически с достижением определенных лет. Для перехода на новый уровень мышления нужно и достаточно сформированные внимание и развитие памяти. Для развития логического мышления необходимо постоянно тренировать и логику, и память, и внимание.

Правила и методы

Начиная с 11 лет, дети вступают в подростковый возраст, который длится лет до 15-17. Одна из характерных особенностей этого периода – неспособность предвидеть последствия своих действий, преобладание эмоций над логикой. Поэтому приучая своего ребенка ещё до вступления в зону риска к навыкам логического мышления, умению видеть взаимосвязь явлений, предвидеть последствия действий, вы помогаете ему решать не только математические задачи.

Ещё одной характерной особенностью подросткового возраста является желание выглядеть взрослым, отказ от того, что связывается у него с предыдущим периодом детства. Поэтому подростка уже не интересуют часто те игры для развития логики и мышления, в которые он играл совсем недавно. Что же могут предложить взрослые на этом этапе?

Логические задачи с ответами

После 10 лет ребенок уже вполне освоил словесные игры и получает удовольствие, решая логические задачи. Навыки определения связей между предметами, приобретенные ими раньше, развитие внимания, позволяют ребятам уже в этом возрасте решать задачи, требующие не знаний, а умения мыслить. Впрочем, существуют и математические задачи на логику:

  • Саша собрался пронумеровать все страницы в новой тетради начиная с первой. Он написал 39 цифр.
  • Сколько страниц в тетради? Ответ: двадцать четыре.
  • Другие очень популярные логические задачи – это вопросы-загадки. Они могут быть шуточными, могут внешне серьезными, но всегда с подвохом, проверяющие отгадывающих на способность к не шаблонному мышлению.
  • В лифте небоскреба ехали Маша и Максим. Маша приехала на второй этаж, а Максим на семнадцатый. Как это могло получиться? Ответ: они ехали в разное время.
  • Для того, чтобы подростки более охотно решали логические задачи, вносится обычно элемент состязательности. Участники соревнуются, кто больше, быстрей и правильней решит их.

Дидактические игры

Дидактические игры отличаются от обычных тем, что сознательно направлены на развитие мышления, определенных навыков, качеств, знаний. В них важно соблюдать разработанные правила. Именно они обеспечивают развивающий и обучающий момент. Часть их используется педагогами в процессе обучения, но есть и дидактические игры, предназначенные для самостоятельного развития детей.

Среди дидактических игр можно выделить несколько разновидностей.

  1. Cловесные, типа «Верю – не верю» или «Города».
    Игра «Верю – не верю» заключается в том, что ведущий говорит фразу, желательно с возможным различным толкованием, а игрок должен ответить: «Верю или не верю», и обосновать свой ответ.
  2. C предметами. Это могут быть, например, различные головоломки или задания на развитие наблюдательности, умения предвидеть результат своих действий и других нужных качеств.
    Командная игра с мячами и веревками.

Несколько теннисных мячиков кладут в ведро, обвязанное веревками, концы которых вручаются участникам. Задача: не говоря ни слова, участники должны суметь согласовать свои действия так, чтобы высыпать мячи из этого ведра в другое.

К дидактическим относятся многие настольные игры.

Правила игр

  • Различные игры на бумаге. Такие, как например, усложненные варианты «Крестиков-ноликов», «Морской бой», «Точечки».
  • Японские «крестики-нолики» называются «нитка жемчуга» или «Рэндзю». На поле 15 на 15 клеточек нужно, делая ходы по очереди, поставить в ряд пять ноликов или крестиков.
  • Есть варианты игр со словами на бумаге, такие как «Балда» или «Типография».
  • В «Типографию» могут играть несколько игроков. Выбирается длинное слово. Играющие должны на время составить из букв, в него входящих, новые слова. Побеждает тот, у кого слов получилось больше.
  • Настольные развивающие игры-карточки, пазлы, лото.
  • Настольные стратегии, типа хорошо известной «Монополии».
  • Часть дидактических игр предназначены для развития внимания и памяти.

Игры на развитие памяти

Развитие внимания

Игры на развитие памяти обычно служат и развитию внимания, так как без умения сосредоточится, сконцентрироваться на задании, запомнить его и выполнить невозможно. Внимание необходимый компонент хорошей памяти. Они могут быть:

  • Словесные, когда необходимо запомнить перечисляемые слова, числа, образы. Обычно играет несколько человек или соревнуются командами.
  • Игроки садятся за стол и по очереди становятся ведущими. Ведущий записывает 5 чисел и затем четко их произносит. Игроки должны на своих листочках запомнить и записать их в том порядке, как они прозвучали. Игра не должна длиться долго, не более 10 минут.
  • Игры с предметами и картинками. Здесь необходимо запомнить, например, порядок расположения предметов, их количество.
  • «Потерянный символ». На стол выкладываются 4 карточки с абстрактными картинками. Игроку дается несколько секунд, чтобы их запомнить. Затем одна карточка убирается. Он должен выбрать нужную из нескольких.

Игра Квадрат на столе

Что еще почитать
    Наверх