6 марта, 2017
Простые фокусы для детей в домашних условиях сделать достаточно легко...
2 марта, 2017
Ребусы для детей с ответами для 7-8 лет бывают простыми...
6 января, 2017
Как легко собрать кубик Рубик 3х3 схема для детей будет...
29 ноября, 2016
Задания на квест для детей, дома, на улице и на...
1 ноября, 2016
Считалочки и скороговорки для детей 4-5 лет необходимы в их...
30 октября, 2016
Загадки про холодильник для детей будут им особенно интересны. О...
16 октября, 2016
Квест для детей на день рождения бывают самыми разными и...
1 октября, 2016
Добрые советские мультики для детей - самые интересные и веселые....
5 сентября, 2016
Опыты и эксперименты для детей 7-8 лет в домашних условиях...
4 сентября, 2016
Викторины для детей 10-13 лет бывают самыми разными и увлекательными....
1 2 3

Развитие интеллекта и мышления у детей с упражнениями для памяти

Большинство родителей хотят своему ребенку счастливой и успешной жизни и понимают, что для этого он должен обладать определенными качествами, ценимыми обществом. Одним из таких ключей к будущему благополучию они справедливо считают ум или говоря научным языком – интеллект ребенка. Иногда его путают с накоплением знаний и стараются «впихнуть» их в малыша как можно раньше и как можно больше, стремясь обеспечить своей детке конкурентные преимущества на более раннем этап.

Раннее развитие ребенка – модная тенденция в современном воспитании. Само желание уделить максимум внимания задачи интеллектуального развития малыша похвально. Но оно даст эффект только в том случае, если развитие интеллекта у детей делается со знанием и пониманием того, что это собственно такое, и закономерностей его формирования у человека.

Интеллект – это не просто сумма самых разных знаний и навыков, а прежде всего умение ими эффективно пользоваться. Само значение этого слова («понимание», «познание» на латыни) указывает на то, что интеллект это совокупность самых разных свойств личности от восприятия до воображения, которые обеспечивают этот самый процесс познания и понимания мира.

Эти интеллектуальные свойства личности во многом определяются наследственностью и закладываются ещё в утробе матери. Но уровень развития интеллекта определяется не только генетикой, которую изменить невозможно. Факторы развития интеллекта включают в себя кроме этого и то, на что родители могут воздействовать. Это:

  • Благополучное перинатальное развитие, которое обеспечивается полноценным питанием матери, достаточным содержанием в нем йода и других необходимых микроэлементов. Отсутствием на этом этапе неблагоприятных факторов – болезней матери, приема ею лекарственных препаратов, алкоголя, наркотиков и т.п.
  • Полноценное питание малыша на этапе физического формирования, особенно раннего.
  • Возможности для полноценной двигательной и познавательной активности.
  • Общение с взрослыми и с определенного возраста с ровесниками.

Это далеко не полный перечень факторов, оказывающих влияние на развитие личности детей. Это и социальная среда, в которой растет малыш, и личностные качества самого ребенка и его родителей, и многое другое. Одним из таких положительных факторов может стать система развития интеллекта и памяти, которой будут придерживаться родители, начиная с самого раннего возраста своего ребенка.

Система эта будет эффективна, если будет учитывать особенности развития интеллекта, которое предполагает не только накопление теоретических знаний, развитие речи и памяти, но и эмоциональное, социальное, физическое развитие малыша. При этом очень важно, чтобы учитывались стадии развития интеллекта, физиологическая готовность ребенка к восприятию и освоению новых задач.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие восприятия и интеллекта человека начинается с момента рождения и проходит определенные стадии. Каждый этап очень важен для полноценного развития личности и для его успешности необходимо не перепрыгивать через ступеньки, а осваивать каждую. На протяжении всего дошкольного детства основным видом деятельности ребенка будет игровая. Именно через игру идет познание и освоение мира.

Этапы развития интеллекта привязаны к возрасту ребенка, и хотя каждый малыш имеет свои особенности, свою скорость, но всё же общие закономерности позволяют выделить определенные периоды, в которые малыш должен освоить определенные умения и навыки, сформировать различные интеллектуальные качества. На каждом таком этапе наиболее эффективно будет воздействовать соответствующая возрасту методика развития интеллекта.

Например, на отрезке от 0 до 3 лет наиболее благотворно для развития интеллекта возможность ребенку исследовать мир через тактильные ощущения. Он должен всё потрогать ручками, запомнить как можно больше разнообразных текстур и фактур, ощутить тепло – холодно, твердо – мягко и т.д. Это период подготовки и активного освоения речи и возможностей своего тела. На этом этапе как тесты выступают определенные маркеры, которые позволяют судить о благополучном развития малыша.

Это то, что ребенок должен освоить до года, и если что-то из этого списка навыков и умений не освоено, то родителям стоит посоветоваться со специалистами и дополнительно обследовать малыша. Они могут быть вызваны проблемами со слухом, родовыми травмами и т.п. Чем на более раннем этапе будут выявлены имеющиеся проблемы, тем успешнее будет коррекция развития интеллекта дошкольников.

После года список маркеров становиться короче, но осваиваемые умения сложнее и глубже.

Следующий важный этап формирования дошкольника – это возраст от 3 до 5 лет. Это время в первую очередь активного освоения речи, формирования зачатков логического мышления, коммуникационных навыков. В это время важно поощрять самостоятельность ребенка, давать ему первые поручения, прививать интерес к природе, пробудить интерес к творчеству, общаться с ним. Через общение с родителями формируются его коммуникативные навыки.

Время от 5 до 7 лет – интенсивное интеллектуальное развитие, накопление знаний об окружающем мире, начало формирования логического мышления, развитие мелкой моторики, коммуникационных и социальных навыков. Это возраст, когда малышей начинают готовить к школе, знакомить с буквами, счетом, понемногу учить читать и писать. Не менее важно научить малыша общаться с другими людьми, заводить первых друзей, выполнять творческие задания, отвечать за свои поступки.

Если малыш освоил всё это, то он готов перейти на следующий этап – стать школьником.

Выявление талантов ребёнка

Одна из важных задач родителя в дошкольный период – это выявление склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и позитивного отношения к познавательной деятельности. Именно через имеющиеся у малыша интересы и способности к какому-либо виду деятельности развитие будет идти наиболее успешно.

Родитель должен осознать индивидуальные особенности своего ребенка, чтобы помочь ему скорректировать те, которые могут осложнить его обучение в школе и социализацию в группе сверстников, и использовать наиболее эффективные для него методики развития.

Важно понять какой темперамент у вашего ребенка – сильный или слабый, сангвиник он, или меланхолик, флегматик или холерик, так как от этого зависит способ обучения малыша. Например, флегматику требуется много раз повторить новое, пока он это освоит, и сам он готов это делать, если заинтересован в его освоении. А для меланхолика, малыша со слабым темпераментом, многократные повторения станут просто пыткой, которые могут отбить у него всякое желание учиться.

Особенности интеллектуального развития школьников

Именно во время обучения в школе происходит окончательное формирование интеллектуальных способностей личности. Здесь также выделяются три основных периода:

  • Младший школьный возраст
  • Подросток
  • Ранняя юность

На каждом из этих этапов развитие интеллекта учащихся решает определенные характерные для этого возраста задачи. Общим для школьного периода является то, что учеба становится основным видом деятельности ребенка. Для того, чтобы она была успешной особенно важен младший школьный возраст, когда формируется потребность в обучении и мотивация к учебе, формируются основные навыки интеллектуальной деятельности. Именно в этом возрасте происходит интенсификация интеллектуального развития, которое и определяет дальнейшие успехи или неудачи ученика.

Упражнения и игры

Правильное развитие интеллекта очень важно для успешности личности, поэтому родителей волнует, какие есть средства развития интеллекта. Упражнения для развития интеллекта в виде теста наиболее активно начинают использовать со среднего школьного возраста, а всё дошкольное детство и в начальной школе главные приемы обучения – это игры для развития интеллекта.

На первом месте в детском саду будет дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников. Для младших школьников добавляются и другие способы, например, тестирование, но дидактические игры по-прежнему активно используются педагогами и родителями.

В среднем и старшем школьном возрасте те же задачи решают занятия математикой, музыкой, творчеством. Тесты подтверждают и такую связь, как скорочтение и развитие интеллекта.

Но прежде чем перейти к собственно играм и упражнениям, ещё немного поговорим об интеллекте, чтобы точнее представлять, что же именно развивают разные игры и упражнения, какая проблема развития ими решается. Мы привыкли связывать с понятием интеллект прежде всего качества мышления, так сказать «рацио», а не «эмоция». Но в последние годы ученые и педагоги осознали, что для успешности человека важны не только логика, память, знания математики или биологии, но и другие навыки и умения. Поэтому сегодня выделяют несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный – полноценное освоение речи и коммуникативных способностей.
  • Визуально-пространственный – хорошее представление о визуальном образе предметов, умение ориентироваться в пространстве, представление о том, как они могут видоизменяться. Формируется благодаря наблюдению за миром.
  • Логический – развитие логики, способности к синтезу и анализу явлений, рациональное мышление.
  • Физический – умение владеть своим телом, хорошая координация движений, развитая моторика, способность к освоению различных физических навыков.
  • Эмоциональный – осознание собственных эмоций, умение контролировать их проявление, способность опознавать эмоции других людей, умение предвидеть их появление в результате собственных действий.
  • Социальный – умение взаимодействовать с другими людьми, осознавать и выполнять требования общества.
  • Творческий – умение генерировать собственные идеи и реализовывать их. Развитие творческого интеллекта помогает человеку не только в освоении искусства, но и в любой деятельности – от науки до рукоделия.

В человеке должны быть гармонично развиты все эти виды интеллекта для успешной жизни.

Социальный тип интеллекта

Развитие социального интеллекта требует от ребенка в первую очередь хорошего развития речи, коммуникативных навыков и развитие эмоционального интеллекта, так как без этого эффективно взаимодействовать в обществе невозможно. Игры помогают развиваться малышу в этом направлении.

  • Игра «За стеклом» на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Участвовать в ней может любое число участников разного возраста. Один изображает действие, эмоцию без слов, только мимикой и жестами. А другие участники должны угадать, что он показал. Затем угадывающий и показывающий меняются ролями.
  • Игра «Сороконожка». Все участники строятся в линию, держась за плечи друг друга. У всех, кроме первого, «головы», завязаны глаза. Цель играющих пройти из одной заданной точки в другую. Дорогу видит лишь первый и говорит следующему за ним, что нужно делать.

Фактически все командные игры создают условия развития социального интеллекта, ведь в них лишь умение взаимодействовать помогает команде победить.

Развитие памяти

Всем известны такие способы тренировки памяти, как заучивание стихов, пересказ прочитанных или просмотренных сказок и историй, составление пазлов, игры и тесты на память и внимание, которые существуют как в электронном, так и в традиционном виде.

  • Найди отличие. Перед ребенком ставится несколько предметов и дается время, чтобы он их запомнил. Он отворачивается, и взрослый вносит изменения – переставляет или убирает один из них. Ребенку предлагается обнаружить и назвать изменения.

Развитие логического мышления

Обычно, когда говорят про способы развития интеллекта, имеют в виду прежде всего формирование полноценного логического мышления, которое предполагает целый комплекс свойств от умения концентрировать внимание до умения сомневаться и строить предположения. Формированию и совершенствованию логического мышления способствуют головоломки, загадки, каверзные вопросы, освоение шашек и шахмат, карточные пасьянсы, компьютерные стратегии и аркады

Наверх