Межличностные отношения охватывают грани человеческих отношений, начиная от отношения человека к социальным группам и заканчивая микросоциальными отношениями между родными и с друзьями.
Диагностика межличностных отношений
Благодаря методике Рене Жиля вы проведете исследование и поймете, какие у вашего ребенка личностные отношения с людьми, которые его окружают. Вы поймете, какая у вашего малыша социальная приспособляемость, а также сможете изучить некоторые черты и характеристики его поведения.
Благодаря методике Рене Жиля можно диагностировать детей от четырех до пяти лет, а также проводить исследования среди двенадцатилетних детей, у которых есть патологии и задержки с развитии.
Тест Жиля эффективен для исследования детей, у которых наблюдается плохое развитие речи. Используя тест, проводящий исследование специалист может не требовать от ребенка детального рассказа. Достаточно дать ребенку выбор рисунков и он сам может показать, какие варианты поведения будет приемлемы для него в той или другой ситуации.
Тест Жиля позволяет точно понять, каков у того или иного ребенка круг социально-психологических характеристик:
- Взаимоотношениям с родными, друзьями и учителями.
- Характеристики, касающиеся самого малыша, такие как любознательность, склонности к лидерству, желание конфликтовать и проявлять агрессию, склонность к желанию остаться одному, общение с большими группами людей.
Инструкция к проведению теста
Прежде чем проводить тест Жиля, нужно знать, какие этапы должны быть пройдены при его проведении. Существующий вариант текста Рене Жиля подразумевает такие этапы:
- Поясните ребенку, что ему нужно будет отвечать на вопросы по рисункам, которые будут ему предложены. Одни рисунки будут изображать его родных, другие – деток-друзей и т.д. и т.д.
- Рисунки будут сделаны так, чтобы малыш мог интерпретировать себя с нарисованным героем. Ребенку нужно дать время, чтобы он рассмотрел картинку и отметил себя и других персонажей. Проводящий текст взрослый должен будет записать, в каком порядке малыш называл изображенных людей, а также как характеризировал их при этом.
Этот тест Жиля позволит посмотреть на отношение малыша к маме и папе, к родителям как к паре, в братикам и сестрам, и другим родственникам, друзьям и учителям. Также благодаря тому, что будет проводиться интерпретация теста Рене Жиля, легко можно будет проанализировать, сколько важных взрослых есть в жизни ребенка, а также какие между ними отношения. Также, проводя тест Жиля, есть вероятность установить, бывают ли в семья ситуации с насилием, а также какой там микроклимат и степень благополучия.
Стимульный материал к методике Рене Жиля.
- Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.
- Обозначь крестиком, где ты сядешь.
А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.
- Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
- Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.
- Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
- Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.
- Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
- Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
- Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
- Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
- Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
- Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
- Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.
- Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
Обработка ответов
Проводя тест, специалист должен знать, какого ответа он ожидает в результате. Предполагается, что малыш будет дополнять тест нужными устными ответами, рассказывая некоторые важные детали своих отношений с другими людьми, а из этих ответов на тест можно сложить очень ясную картину происходящего.
Переходя от одной картинки к другой, психолог может восстановить все важные события, которые происходят в жизни ребенка при общении с родными, сверстниками и учителями. Просматривая вариант ответа, данный испытуемым, специалист может судить о расхождении взглядов в семье. В результате, пройдя тестирование онлайн, можно спокойно судить о проблемах, которые существуют в жизни ребенка.
Разъяснение рисунка происходит, поделив его условно на три части. Первая часть – это анализ рисунка семья. Второе – это появление тех особенностей, которые ребенок вложил в графическое изображение челнов семьи. Третье – это анализ процесса рисования.
Рассматривая анализ рисунка семья, нужно знать следующее:
- Ребенок, семья которого дает ему эмоциональное благополучие, нарисует полную семью.
- Если испытуемый искажает реальный состав семьи, то за этим может стоять эмоциональный конфликт, а также недовольство семье.
- Самыми тяжелыми вариантами считаются рисунки, где семья не изображена вообще, или же изображены люди, которые не связаны с семьей. Это может быть связано с эмоциональной травной, чувством отверженности, аутизмом, тревожностью, чувством постоянной опасности.
- Дети могут не рисовать членов семьи, с которыми конфликт.
- Ребенок может не нарисовать брата или сестру, если у них наблюдается чувство конкуренции.
- Если кроха не нарисовал себя или нарисовал только себя, это может быть связано с нарушением эмоционального общения. Это характерно для детей, которые чувствуют себя отвергнутыми.
- Часто испытуемые вместо братьев и сестер рисуют зверей или птичек. Так они хотят уменьшить и обесценить влияние брата или сестры в семье.
Рассматривая, каким образом произошло на рисунке появление тех особенностей, которые ребенок вложил в графическое изображение челнов семьи, учитывайте следующее:
- Сколько деталей тела у нарисованных людей. На месте ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни.
- Есть ли декор на одежде.
- Сколько цветов использовано в прорисовке той или другой фигуры человека.
Если отношения испытуемого к человеку хорошее, то он нарисует много деталей, декора и будет использовать много цветов. Если человеческая фигура нарисована схематично, некоторые детали не нарисованы, отсутствуют части тела – то, скорее всего, отношения к человеку негативное.
Самые большие фигурки – это мама и папа. Но часто ребенок рисует таким же по величине и себя. Это связано с:
- Эгоцентричностью ребенка;
- Соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом “конкурента”.
Маленькие члены семьи – это те, которые требуют опеки и заботы. Если ребенок рисует маленьким себя, то он чувствует свою незначительность и ненужность.
Проводя анализ процесса рисования, обращайте внимание на:
- В какой последовательности ребенок рисовал людей.
- Детали – в какой последовательности нарисованы они.
- Было ли стирание частей рисунка.
- Возвращался ли ребенок к уже тому, что нарисовал ранее.
- Делил ли кроха паузы во время рисования
- Комментировал ли что-то.
Первый нарисованный человек – это самый важный для испытуемого человек. Это мама или папа, или, у очень эгоцентричных детей, это он сам. Если кроха последней нарисовал маму, это связано с плохим отношением между матерью и ребенком. Того члена семьи, который самый любимый, малыш нарисует первым и часто его фигура украшена разными деталями.
Если ребенок возвращается к уже нарисованным людям и дорисовывает детали – значит, они имеют большое значение для крохи.
Паузы значат, что у испытуемого есть внутренний диссонанс мотивов, кроха как бы размышляет, рисовать ему или нет человека или детали, которые связаны с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного не интерпретируется однозначно, все зависит от конечного результата на рисунке.
Комментарии от малыша могут понять, какие места в рисунке наиболее эмоционально «заряженные». Внимательно к ним прислушивайтесь.