Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет с картинками

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задания для дошкольников

Ребенок овладевает речью в течение нескольких лет с момента рождения. Но из-за дефектов нервной системы и особенностей строения артикуляционного аппарата не у всех детей речевой навык развивается одинаково хорошо. Возраст ребенка напрямую влияет на возможность коррекции логопедических проблем – чем младше мальчик или девочка, тем проще их исправить.

Артикуляция – это сложный многокомпонентный процесс, в котором задействованы гортань и глотка, голосовые связки, зубы и язык, мышцы лица и ротовой полости. Комплекс артикуляционной гимнастики – системы упражнений для органов речи – помогает выработать правильные движения каждого из элементов артикуляционного аппарата, и дает возможность малышу четко произносить все звуки.

Цель артикуляционной гимнастики состоит в исправлении нарушений произношения звуков у детей и взрослых путем выработки способности правильно управлять артикуляторным комплексом органов.

Задачи артикуляционной гимнастики включают в себя, как коррекцию и отработку элементарных движений, выполняемых каким-либо компонентом артикуляторного аппарата, так и объединение простых движений в более сложные. Это позволяет подготовить ребенка к произношению того или другого звука.

В зависимости от способа выполнения различают такие виды артикуляционной гимнастики:

Программа для дошкольников

  • Статическая.

Упражнения этой группы направлены на то, чтобы научить ребенка фиксировать язык, губы и другие мышцы в определенном положении;

  • Динамическая.

Динамические упражнения включают в себя повторяющиеся элементы движений для определенных составляющих артикуляционного аппарата.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, с детьми в детском саду или развивающем центре должен заниматься опытный логопед. По мере усвоения упражнений, общая речевая гимнастика для малышей может выполняться ими в домашних условиях под присмотром родителей.

Артикуляционная гимнастика для детей

Регулярное использование артикуляционной гимнастики в логопедии помогает улучшить речь каждого дошкольника, нормализовать произношение и дикцию.

Уроки, на которых делаются логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика проходят в игровой форме. Для занятий обязательно используют зеркало. Благодаря его наличию ребенок учится следить за движениями губ и языка, и запоминает правильный способ произношения каждого звука. Ранний возраст способствует быстрому усвоению новых речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика в стихах делает каждое занятие веселым и увлекательным. Перед началом работы на лице ребенка должна быть улыбка, зубы обнажены, а мышцы лица и ротовой полости  находятся в умеренном тонусе. Малышам будет интересна сказку про язычок, который учится в волшебной школе.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

Умения и навыки дошкольников

Предлагаем вам следующие рекомендации по тренировке мышц глотки и мягкого неба. Для выполнения этих упражнений младший возраст ребенка не является препятствием.

  1. Предложите ребенку зевать, сначала не размыкая губ, а потом наоборот, широко открывая ротик и интенсивно вдыхая;
  2. Малыш откашливается, широко разевая рот и стиснув кулачки;
  3. Ребенок воспроизводит движения, что совершаются при полоскании горла;
  4. Кроха пьет жидкость маленькими глотками;
  5. Ребенок зажимает пальцами носик и пробует надуть щечки;
  6. Малыш поочередно свистит, мычит и стонет;
  7. Мальчик или девочка отклоняет голову назад, в том время, как взрослый ладонью удерживает головку малыша за затылок и препятствует этому;
  8. Кроха поочередно выговаривает звуки «и», а потом «а», с промежутком между ними.

Артикуляционная гимнастика для ребенка. Просто и правильно.

На звук Л

Произношение звука л

Рассмотрим, какую артикуляционную гимнастику нужно делать, чтобы произошла выработка звука «Л».

  • «Качели качаются»

Ребенку надо открыть рот и потом поместить широкий плоский язык за нижними зубами. В такой позиции он удерживается в течение от 2 до 5 секунд.

  • «Пони цокает копытами»

Малыш открывает ротик, кончик языка упирается в небо за верхними зубками и производит щелкающие звуки, имитируя передвижение лошади.

  • «Пони-ниндзя»

Малыш двигает язычком, как в предыдущем случае, но должен это делать совершенно бесшумно.

  • «Ветер играет»

Ребенок создает поток воздуха, что выпускается с двух краев языка, — прикусывает окончание языка зубками и начинает дуть.

На звук С

Повторение пройденного материала

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков помогает в выработке звука «С» и остальные согласные из этой группы.

  • «Строим забор»

Ребенок улыбается, обнажает зубки, улыбается губами в течение 10 секунд.

  • «Делаем трубу»

Малышу нужно вытянуть соединенные вместе губы по направлению вперед и сложить в виде трубочке – это положение сохранять 10 с.

  • «Открываем окно»

Ребенок открывает ротик, смыкает зубки вместе и держит ротовую полость открытой 10 с.

  • «Наказание вредного язычка»

Мальчик или девочка немного открывают ротик, широкий язык размещается на нижней губе. Ребенок должен отшлепать его своими губами, и говорит «Пя» несколько раз. Затем язык в таком положении удерживается 5 с.

  • «Показываем лопату»

Малыш выкладывает расширенный язык на нижней губе и держит его так не менее 5-10 с.

  • «Футболист забивает гол»

Кроха устанавливает губы трубочкой и дует на бумажный и ватный шарик, задвигая его в пространство между двумя карандашами, что лежат на парте перед ребенком.

  • «Чистим нижние зубки»

Ребенок, используя кончик языка, чистит нижние зубки с внутренней стороны. Язык двигается вправо-влево и вверх-вниз.

  • «Котик рассержен»

Малыш открывает ротик, кончиком языка упирается в передние резцы снизу. Далее не отрывая язык от резцов, выдвигает его спинку по направлению вперед. Потом опускает её обратно, сохраняя кончик языка в том же положении.

На звук Р

Выбор книги для ребенка

У многих деток сразу не получается произносить звук, которому соответствует буква «Р». Для «Р» с ними необходимо делать такие упражнения:

  • «Чистим верхние зубки»

Ребенок широко открывает ротик, затем, используя кончик языка, чистит верхний зубной ряд с внутренней стороны, передвигая язык поочередно вправо и влево.

  • «Художник»

Малыш двигает язычком вперед и назад, гладя его кончиком твердое небо.

  • «Футболист-2»

Ребенок делает то же, что и в упражнении «Футболист забивает гол», но при этом еще на выдохе произносит  «ф-ф-ф». Надо следить, чтобы поток воздуха был узконаправленным.

Звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Задания для произношения букв и звуков

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков поможет каждому ребенку произносить правильно звуки «Ш», «Ж», «Ч» и «Щ».

  • «Бублик»

Мальчик или девочка выполняет упражнение «Делаем трубу», затем округляет губы так, чтобы было видно сомкнутые зубки, и сохраняет такое положение 5-10 с.

  • «Покусаем язычок»

После улыбки и открытия рта малыш поочередно покусывает кончик и середину языка, двигая его вперед-назад.

  • «Часики тикают»

Ребенок после улыбки и открытия рта выдвигает язык как можно дальше и плавно двигает им от одного уголка рта к другому.

  • «Показываем чашечку»

Кроха улыбается и открывает ротик. Боковые и передние края широкого язычка поднимаются, но не касаются зубов.

  • «Сладкоежка съел варенье»

После улыбки мальчик или девочка открывает рот и языком в форме чашечки и облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.

  • «Грибы растут»

Ребенок улыбается, широко открывает рот, затем присасывает язык («грибная шляпка») к нёбу на 5-10с таким образом, чтобы подъязычная уздечка («грибная ножка») была натянута. Язычок при этом широкий, его края касаются верхних зубов.

Пальчиковая гимнастика

Проведение пальчиковой гимнастики в детском саду

Артикуляционная гимнастика для губ и языка дополняется пальчиковой. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, что напрямую стимулирует правильное формирование речевых навыков в центральной нервной системе. Каждая лексическая тема находит отражение в стихах, когда дети изучают живую природу, Новый год, смены сезонов, животных и т.д.

  • «Про дождик и газончик»

1, 2, 3, 4, 5,

(пальчики левой и правой руки поочередно стучат по столу)

Пошел дождик полетать.

(в свободном порядке стучим по столу пальцами рук)

Летел тихонько и привычно,

(делаем «шаги» 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности стола)

Ведь зачем дождю спешить?

Видит надпись на табличке –

«По газонам не ходить!»

(По очереди стучим по столу кулачками и раскрытыми ладонями)

Дождик прошептал беззвучно:

«Ох, ох, ох!»

(Ритмично хлопаем в ладоши 3 раза)

И исчез. Газон засох.

(Последний громкий хлопок в ладони).

  • «Гномик в домике»

Под листом – крошечный домик,

(из ладошек делаем шалаш)

В нем живет маленький гномик.

(стучим кулачком правой руки о ладошку левой и наоборот)

В дверцу дома ручками постучим,

В колокольчик дверной позвоним.

(соединяем 1,2, 3 пальцы щепоткой на двух руках и будто звоним колокольчиком)

Распахнет нам двери гномик,

Пригласит в крошечный домик.

(указываем на дверь кабинета)

В доме том – дощатый пол,

На полу – из дуба стол.

(указываем на пол, стол, стул)

Рядом – стул с резною спинкой,

На столе – тарелки, вилки.

(Показываем вилку – разводим пальчики на обеих руках в стороны)

Вот блины для нас стоят –

Гномик очень гостям рад.

(Хлопаем в ладоши)

Пальчиковая гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика

Развитие детей в детском саду

Правильное дыхание играет очень важную роль в нашей речи. Поэтому артикуляционная и дыхательная гимнастика должны дополнять друг друга. Приведем примеры наиболее полезных упражнений, что помогут выработать дыхание нужной формы и силы.

  • «Метель»

Малыш дует на кусочки бумаги и конфетти, при этом губы округляются и немного вытягиваются, а щеки не надуты.

  • «Пароходик»

На воду в миске или в ванночке пускают легкий бумажный кораблик. Кроха выдыхает струю воздуха и заставляет его плыть.

  • «Водолаз»

В стакан наливается вода, ребенок дует через трубочку от сока.

  • «Магические пузыри»

Малыш выдувает мыльные пузыри из колечка.

Дыхательная гимнастика для детей

Для детей 2 – 3 лет

Подготовка детей к школе

Артикуляционная гимнастика для совсем маленьких деток в 2-3 года должна сопровождаться стихами, рассказами и песнями. Занятия нужно проводить постоянно, но они очень ограничены по времени, так как у деток этого возраста еще слабо развито внимание.

Для детей 4 – 5 лет

Звучание слов и звуков

В старшей группе можно проводить полноценные логопедические занятия. Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет включает вышеуказанные упражнения. Индивидуальный комплекс для каждого ребенка подбирается логопедом, исходя из речевых проблем конкретного малыша.

Для детей 6 – 7 лет

Методы обучения школьников

Очень полезна артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду, картотека упражнений для которой изложена выше. Она помогает старшим дошкольникам окончательно сформировать правильные речевые навыки и, вместе с другими образовательными предметами, подготовиться к поступлению в первый класс.

Артикуляционная гимнастика в логопедии – эффективное средство, что позволяет любому малышу говорить красиво и без ошибок. Хорошо поставленная речь в дальнейшем благоприятно влияет на познание окружающего мира, социализацию и психическое развитие ребенка.

Что еще почитать
    Наверх