Ни для кого не секрет, что маленькие дети полны энергии, поэтому иногда им сложно усидеть на месте, а занятия, требующие терпения и усидчивости, постепенно переходят в категорию нелюбимых. В такие моменты на выручку родителям и воспитателям приходит физминутка.
Она представляет собой комплекс упражнений, выполняемых в течение пары минут. То есть это мини-зарядка, за время которой ребята смогут отдохнуть, получить физическую и эмоциональную разрядку, как во время игры, а если проводится физминутка для детей с музыкой или видео, то заряд хорошего настроения гарантирован всем!
Физминутки проводят в детском саду, начальных классах школы, но, кроме этого, физкультуре обязательно нужно уделять внимание и дома. Ограничений по возрасту практически нет: уже с младенцами нужно начинать играть в пальчиковые игры, проговаривая слова и незатейливые стишки.
С детьми от 3 лет и старше можно проводить физминутки с сюжетами, ведь для некоторых обычная зарядка кажется скучной. В любом случае, совместные занятия помогают расслабиться и еще больше сблизить родителей с детьми.
Содержание
Чем же так полезна физминутка?
Как уже было отмечено, физкультура обеспечивает физическую разрядку. Особенно это важно при отсутствии внимательности младших школьников на уроке.
Не стоит забывать, что школьникам с ранних лет просто необходимы физические нагрузки для гармоничного развития организма и предупреждения сколиоза. Существует также зарядка для глаз, снимающая напряжение и укрепляющая зрение.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
Физминутки помогают развивать воображение, лучше запоминать информацию. По этой причине некоторые учителя используют на уроке иностранного языка или уроке математики такое средство, как короткая зарядка (ученики, проговаривая слова и термины, изученные на уроке, и совершая определенные движения, лучше запоминают). Существует целая картотека тематических стихотворений для каждого занятия в школе.
Важна и адаптивная функция физминутки. Занятия по 45 минут кажутся детям утомительными, ведь первоклассникам 6-7 лет бывает очень сложно приспособиться к новому ритму жизни. Поэтому веселые движения, сопровождаемые стихами и аудио, помогают снять усталость и взбодрить детей. Приведем пример такой игры:
«Мартышки» (дети повторяют движения, о которых говорится)
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Физминутка
Утренняя гимнастика в стихах
После утреннего пробуждения с малышами 3-4 лет можно проводить легкие упражнения, которые помогут зарядиться хорошим настроением на весь день. В интернете имеется огромная картотека материалов на эту тематику, включая видео и презентации, поэтому найти нужные игры родителям не составит никакого труда. В качестве примера приведем строчки, сопровождаемые соответствующими движениями:
Утром стрекоза проснулась, (потереть глазки кулачками)
Потянулась, улыбнулась. (поднять руки вверх, потянуться)
Раз – росой она умылась, (потереть ладонями щечки)
Два – изящно покружилась, (покружиться)
Три – нагнулась и присела, (присесть)
На четыре – полетела. (помахать руками)
У реки остановилась, (присесть)
Над водою закружилась. (покружиться)
Физминутки на развитие речи
Детям с нарушениями речи простые упражнения с проговариванием звуков и слов помогают справиться с данной проблемой. Такая физкультура развивает артикуляцию и правильное дыхание, занятия способствуют преодолению комплексов, учат сочетать слова с движениями. Кстати, логопедическая зарядка применяется не только для коррекции, но и при обучении чтению.
Вот один из примеров, направленных на развитие речи:
Жу-жу-жу – жужжит шмеленок.
Он жужжать умел с пеленок.
Ш-ш-ш – шипит змея.
Ох и страшная она!
Бе-бе-бе – кричит козленок.
Мамочку зовет теленок.
Ко-ко-ко – цыплят зовет.
Ферма весело живет.
Физминутка для рук
Это зарядка, во время которой задействованы кисти рук и пальцы. Ее можно проводить с даже самыми маленькими детьми в возрасте до 2 лет. Пальчиковые веселые игры не только развивают моторику рук, но и помогают детям в освоении мира и установлении контакта с родителями.
Младшим школьникам также нужна зарядка для рук. Ведь они еще не привыкли с легкостью держать шариковую ручку и свободно ею писать на уроке. Поэтому учителя в младших классах во время занятия должны проводить упражнения на снятие напряжения с пальцев и расслабление мышц руки. Чаще всего это сжатие кулачков, разведение пальцев в стороны (веером), встряхивание кистей. Веселые стихи, читаемые учениками и педагогом в момент зарядки, делают каждое упражнение еще эффективнее.
Физминутка – dance again
Физическая культура для ног
Для снятия напряжения и усталости детей 6-8 лет на уроках нужна зарядка для ног. Это могут быть подъемы на носочки, опора на пяточки, круговые вращения стопой, легкие приседания и др. Некоторые творческие педагоги и воспитатели в детском саду дополняют занятия физкультурой видеоматериалами и музыкальными презентациями, делая сам процесс еще более увлекательным.
Подведем итоги. Физкультуре дети с ранних лет должны уделять особое внимание. Но так как иногда занятия в школе не приносят детям удовлетворения, на помощь приходит физминутка. Это увлекательное и полезное времяпровождение, которое не только обеспечит ваших детей бодростью и хорошим настроением, но и поможет сохранить здоровье и поддержать интерес к процессу обучения.
Физкультминутка (рекомендовано учителям)